История храма

История нашего родного Бахмута  насчитывает более 4-х столетий. У города есть свое лицо, своя душа. Она в старинных зданиях, она в бережной памяти о тех, кто создавал этот город, был его хозяином. Плывет над городом малиновый звон колоколов, и с трепетом представляешь, и с трепетом представляешь, что колокола Бахмутских церквей вот так же звучали 200-250 лет назад, призывая людей к вере и благочестию.

История нашего храма неразрывно связана с историей города.  По велению Московского царя Ивана Грозного, для защиты южных границ Московии от татарских набегов были учреждены так называемые «сторожи», вынесенные далеко вперёд за официальные границы государства. «Сторожа» представляла из себя передвижной наблюдательный пункт, состоящий из нескольких человек, которые должны были передвигаться на лошадях на значительные расстояния вдоль обозначенной территории, следить за появлением неприятеля и предупреждать о грозящей опасности. Эта сторожа была названа по имени притока Северского Донца речки Бахмут. Бахмутская сторожа, ставшая затем уездным городом и центром огромной степной провинции,- это самое старое поселение Донбасса, старше которого только Святогорский монастырь.

В середине XVII столетия казак Изюмского полка И. Бирюков обнаружил неподалёку от речки Бахмут источники, которые были гораздо богаче солью, чем Славянские рапные озера. Предприимчивый первооткрыватель немедленно переселился на новое место и основал укрепленную слободу. Узнав о богатых залежах соли, Пётр I в 1701 году приказал построить новую крепость и переименовать слободу в город Бахмут.

Строительство церквей в Бахмуте началось на рубеже XVII – XVIII веков. В 1711 году Петр I приказал перевезти в Бахмут из Таганрога и деревянную соборную церковь во Имя Живоначальной Троицы со всеми церковными принадлежностями. Пока правительство усиливало крепостные сооружения, жители Бахмута обратились с молитвенной просьбой к Царице Небесной. Так, в 1732 году была построена новая церковь, посвященная Покрову Богородицы. Новая церковь была построена «коштом приходских людей» – солеваров. В 1746 году открыли новую каменную церковь в честь Святой Троицы. Ее по праву можно было назвать соборной. Каменный собор, возвышавшийся на центральной площади, был центром общественной жизни города.

В Бахмуте в то время было уже несколько церквей. Кроме Покровской и Свято-Троицкой, в документах середины XVIII в. упоминаются Андреевская и Петропавловская церкви. На рубеже 40 – 50-х годов строятся Николаевская и Рождественская церкви.

В городе Бахмуте в 1778 году отведено было для кладбища вне города на выгоне особое место. В 1785 году ротман Иван Резников и купец Парфен Гаврилов начали склонять всех граждан бахмутских  устроить на городском кладбище деревянную церковь во имя Всех Святых. 12-го июня 1786 года выдана была благословительная грамота на закладку и сооружение церкви, но церковь в силу финансовой нехватки горожан и городской казны была построена только через 6 лет, в 1791 году.

В начале 90-х годов жители города испытывали острую нехватку церквей: из полноценных церквей в городе оставался только Свято-Троицкий собор. Покровская церковь сгорела, Николаевскую увезли в слободу Покровскую, Рождественская была на грани падения. Но больше всего страдали жители Забахмутки – им приходилось труднее всех, ведь от Центра города их отделяла речка Бахмут, которая весной, к тому же, разливалось, и становилось почти невозможным переправится на другой берег. В Духовное правление, а оттуда и в Консисторию посыпались прошения и жалобы. По докладу Духовного Правления преосвященный Гавриил резолюцией от 30-го сентября 1794 года дозволил в Бахмуте устроить новую Покровскую церковь на месте сгоревшей.

Сложнее было положение в Николаевском приходе. Количество дворов здесь было в три раза больше, чем в соседнем Покровском, но население состояло, в основном, из престарелых и больных, оставшихся доживать в родных местах солеваров. Оставшиеся в Бахмуте прихожане Свято-Николаевской церкви тяготились своим положением без церкви. Они нашли себе в Бахмутском купечестве несколько благодетелей, помещиков и покровителей, и общими силами стали хлопотать о построение новой Свято-Николаевской церкви и просили о том Бахмутское Духовное Правление. По поводу сей просьбы Бахмутское Духовное Правление рапортом от 24-го января 1796 года представляло преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому:

«Города Бахмута бывшей на форштате Николаевской церкви приходские люди в поданном в сие Правление прошении прописывают, что вышеписанная бывшая пред сим города Бахмута на форштате, предками их из давних лет, во именование Чудотворца выстроенная, деревянная церковь, по прошению сего уезда селения Покровскаго жителей и по резолюции Вашего Высокопреосвященства, состоявшейся по оному, перенесена в означенное село Покровское; они же, будучи без церкви, хотя причислены духовным Правлением к Бахмутскому приходу, но в крайнюю их тягость, ибо во время весняное сряду каждые годы, а нередко и в слабыя зимы, что самое в нынешнюю и случилось за разлитием полою водою реки Бахмута, потопляет их так сильно, что они ни с какой стороны не только к Покровской, но и ни к какой другой церкви дойти и доехать никак не могут, а потому самому во дни воскресные и праздничные слушания слова Божия с великим прискорбием лишаются, что по долгу христианскому наичувствительнейшим для себя поставляют несчастием; больше же де из них престарелые и невзначай больные, желающие скорого в смертных случаях покаяния и тайн Божественных напутствования, тож и слаборожденные младенцы, требующие самоспешнейшего крещения, по причине сказанного залива рек, сих самонужнейших таинств лишаются; равно ж мертвые тела, за изъясненным наводнением, по нескольку дней непогребенными остаются; в таком случае, не теряя более выраженных тягостей и поговоря между собою, все вообще вознамерились на том самом форштате и месте воздвигнуть храм Божий в то же наименование в честь святителя Христова Николая, к сооружению какового здания, кроме что на фундамент, довольное количество камня, на подвалины прочные дубов, а также и порезанного дубового леса достаточно, собрано к тому же деньгами до полутора тысяч рублей и мастер договорен; к прочному же и скорейшему в строении успеху избрал купца Бахмутского Родиона Никитича Криворотова, которому и собранная от них сумма в полное распоряжение поручена; сколько в приходе оной церкви состоять будет дворов и в них мужскаго и женскаго пола душ, приложили именную ведомость, и просят о построении во имя Чудотворца Христова Николая деревянной церкви разсмотрением не оставить. …  А посему Вашему Высокопреосвященству Бахмутское духовное Правление представляя, о дозволении вышеописанную Николаевскую церковь выстроить испрашивает благопризрительной резолюции».

По сему рапорту преосвященный Гавриил резолюцией от 10-го марта 1796 года определил: «В разсуждение прописанных обстоятельств дозволить в городе бахмуте, на место перенесенной в слободу Покровскую, устроить новую Свято-Николаевскую церковь». 15-го марта в Бахмутское духовное Правление из Екатеринославской Консистории отправлен указ об этом, а 9-го мая 1796 года протоиерей Стефан Ревуцкий соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, освятил место под церковь, положил закладку на сооружение оной и на месте работ воодрузил крест.

Рапортом от 8-го декабря 1797 года Бахмутское духовное Правление доносило преосвященному Гавриилу, что «…вышеописанная Николаевская церковь строением окончена и к освящению уже изготовлена…». На основании сего рапорта преосвященный Гавриил резолюциею от 21-го декабря 1797 года разрешил и благословил протоиерею Петру Рассевскому освятить новоустроенную на форштате  г. Бахмута Свято-Николаевскую церковь и дозволил выдать для этого новый освященный антиминс. 28-го января 1798 года Бахмутский протоиерей Петр Рассевский соборно, по надлежащему церковному чиноположению на форштате города освятил новоустроенную Николаевскую церковь.

В середине XIX века вокруг Свято-Николаевского храма создаётся целый архитектурный ансамбль. В 1858 году российский император Александр II утверждает проектный чертеж на постройку колокольни при Свято-Николаевской церкви. Трехъярусная каменная колокольня в честь Иоанна Предтечи была построена в 1861 году при помощи помещика-ктитора Петра Смолянинова. Он, его родственники и строители церкви были в последствии похоронены в склепе подвальной части колокольни.

В 1900 году было построено здание церковно-приходской школы. Сам храм реконструировался в 1886, 1910 и 1913 годах. Однако до сегодняшнего дня сохранился неповторимый облик деревянного зодчества Слобожанщины XVII века.

На сегодняшний день, были проведены реставрационные работы фасадов храмов. Заменена  кровля обоих храмов а так же купала и кресты.

Территория общины обновляется и преобразовывается по сей день.

В 2014 году было построено 2 этажное здание ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ. Освятил воскресную школу Митрополит Мариупольский и Донецкий Илларион. На сегодняшний момент в Церковно Приходской школе обучаются 80 воспитанников.

 

 

 

просмотров: (1146)